• Авторизация
    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Licensing World Russia

Полезное для бизнеса: защита интеллектуальной собственности в новых условиях

23 Март, 2022

Мы запускаем новую рубрику «Полезные советы и эффективные инструменты для бизнеса», в которой эксперты детского и лицензионного рынка будут делиться своими бизнес-кейсами, идеями и аналитикой, обсуждать новые законы и юридические вопросы. Мы надеемся, что данная рубрика поможет вам в решении актуальных проблем, связанных с нынешней организацией и управлением бизнеса в новых реалиях.  

Патентика_Ковалева_1.jpgСерию публикаций открывает  «горящая» тема, касающаяся защиты интеллектуальной собственности в новых условиях и новостей об отзыве лицензий крупных игроков рынка. Тему освещает патентный поверенный по товарным знакам компании Patentica Екатерина Ковалева.


Сенсация! Интеллектуальная собственность в РФ отменена! Никаких больше роялти, Дядя Ваня вместо Макдональдса, свинку Пеппу обижают, Дисней отзывает лицензии!

Такими заголовками пестрят мировые СМИ, сея панику и вводя бизнес в заблуждение. При ближайшем рассмотрении все эти громкие заявления оказываются искажением фактов. К примеру, роялти отменяют лишь для принудительных лицензий, которые касаются очень узкого перечня стратегически важных товаров, «хайповая» заявка на Дядю Ваню с перевернутым логотипом Макдональдса – всего лишь заявка, которой должно быть отказано в регистрации (вспомните, как много было заявок со словами COVID и «корона» и какая их всех постигла судьба?), отказ в иске владельцу прав на свинку Пеппу – единичный случай на фоне ряда успешных исков той же компании только за последние две недели, а что именно отозвал Дисней, надо разбираться внимательно.

Для лицензионного рынка самыми тревожными кажутся, конечно, новости об отзыве лицензий таких крупных игроков, как Дисней, Сони и Уорнер Броз. Компании заявили об отказе выпускать в прокат анонсированные фильмы, а Дисней также заявил о приостановке лицензирования всего контента и продукции в России. Однако одно дело – прекращение вещания через свои каналы, а другое дело – прервать проекты, функционирование которых регулируется договорами, на изменение или расторжение которых потребуется время.

Это подтверждается самой компанией, на официальном сайте которой опубликовано заявление: «Мы предпринимаем шаги для приостановки всего бизнеса в России. Это включает лицензирование контента и продукции, деятельность Disney Cruise Line, журнала National Geographic, туры, производство местного контента и линейные каналы. Некоторые виды указанной деятельности мы можем приостановить и приостановим немедленно. Другие – такие как линейные каналы и некоторые виды лицензирования контента и продукции – потребуют дополнительного времени из-за договорных сложностей[1]».

Стоит помнить, что отзыв лицензий – процесс не мгновенный, поскольку он завязан на заключенные договоры, поэтому первое, что следует сделать лицензиатам – это обратиться к положениям договора. Условия расторжения договора и своевременного уведомления сторон должны быть четко прописаны, равно как и форс-мажорные обстоятельства, которые могут влиять на взаимодействие лицензиара и лицензиата.

Уточним, что термина «форс-мажор» в российском законодательстве нет, его заменяет понятие «обстоятельство непреодолимой силы», указанное в статье 401 ГК РФ. Торгово-промышленная палата России включила в перечень обстоятельств непреодолимой силы стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций и другие обстоятельства, не зависящие от воли сторон договора (контракта[2]) .

Чтобы понять, могут ли быть изменены положения лицензионного договора вплоть до расторжения из-за нынешней ситуации, нужно изучить сам договор. Если положения, регулирующие изменение и расторжение договора, в нём отсутствуют или изложены недостаточно четко, первым шагом будут переговоры с лицензиаром, а при невозможности достичь взаимовыгодные условия рекомендуем руководствоваться положениями ст. 451 ГК РФ и решать вопросы об изменении либо расторжении договора в судебном порядке – в том случае, если договор регулируется законодательством РФ.

Дополнительно обращаем внимание на то, что распоряжение правом на товарные знаки по договору подлежат обязательной регистрации в Роспатенте. Регистрировать также нужно все изменения к договору, а также его расторжение. Если же договор был заключён, но распоряжение правом по какой-то причине зарегистрировано в Роспатенте не было, стороны все равно обязаны исполнить друг перед другом взаимные обязательства (финансовые и иные).

Другой важный момент в случае расторжения – реализация товаров под товарным знаком, который был объектом лицензионного договора. Сроки и возможность реализации после расторжения нужно обязательно обговорить с лицензиаром, чтобы партия товаров, оказавшаяся на рынке после расторжения договора, не считалась контрафактной.

Отсюда вытекает еще один критически важный вывод: даже если договор лицензии был расторгнут, а компания официально заявила об уходе с российского рынка, это не значит, что все объекты интеллектуальной собственности можно свободно начать использовать. Любое использование без разрешения правообладателя будет считаться нарушением и преследоваться в рамках административного, гражданского и даже уголовного законодательства.

Никто не отменял интеллектуальную собственность ни для российских, ни для иностранных компаний, даже из тех стран, которые вошли в список «недружественных», поэтому мы предлагаем следующий порядок действий для лицензиатов:

1.      внимательно изучить положения договора, особенно связанные с изменениями и расторжением, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

2.      связаться с лицензиатом и обговорить условия взаимодействия в сложившихся условиях;

3.      в случае расторжения, обговорить сроки и условия реализации произведённого товара или проектов;

4.      в случае невозможности достичь договоренности, обратиться за судебным урегулированием;

5.      даже при расторжении договора не использовать объекты прав третьих лиц без разрешения;

6.      получить права на собственный оригинальный товарный знак и уже самим предоставлять лицензии третьим лицам, расширяя таким образом свой бизнес.




[1] https://thewaltdisneycompany.com/statement-from-the-walt-disney-company-in-response-to-the-ongoing-c...

[2] п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы, утв. Постановлением Правления ТПП России от 23.12.2015 N 173-14, п. 1.3 Положения о свидетельствовании уполномоченными ТПП обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утв. Постановлением Совета ТПП России от 24.06.2021 N 7-2.

Материал подготовлен специально для Kids Russia & Licensing World Russia

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru


Возврат к списку


LIMA Member
План экспозиции
Забронировать стенд
Подписаться на NEWSLETTER


  
Генеральный партнер выставки
Киностудия Союзмультфильм
 
Генеральный информационный партнер
Total Licensing
 
Официальный информационный партнер
 Вестник лицензионного рынка
 

Партнеры

Мы гордимся поддержкой наших партнеров и всегда открыты для новых свершений!

Яндекс.Метрика