23 Марта 2022

Серию публикаций открывает «горящая» тема, касающаяся защиты интеллектуальной собственности в новых условиях и новостей об отзыве лицензий крупных игроков рынка. Тему освещает патентный поверенный по товарным знакам компании Patentica Екатерина Ковалева. Подробнее

Мы запускаем новую рубрику «Полезные советы и эффективные инструменты для бизнеса», в которой эксперты детского и лицензионного рынка будут делиться своими бизнес-кейсами, идеями и аналитикой, обсуждать новые законы и юридические вопросы. Мы надеемся, что данная рубрика поможет вам в решении актуальных проблем, связанных с нынешней организацией и управлением бизнеса в новых реалиях.  

Патентика_Ковалева_1.jpgСерию публикаций открывает  «горящая» тема, касающаяся защиты интеллектуальной собственности в новых условиях и новостей об отзыве лицензий крупных игроков рынка. Тему освещает патентный поверенный по товарным знакам компании Patentica Екатерина Ковалева.


Сенсация! Интеллектуальная собственность в РФ отменена! Никаких больше роялти, Дядя Ваня вместо Макдональдса, свинку Пеппу обижают, Дисней отзывает лицензии!

Такими заголовками пестрят мировые СМИ, сея панику и вводя бизнес в заблуждение. При ближайшем рассмотрении все эти громкие заявления оказываются искажением фактов. К примеру, роялти отменяют лишь для принудительных лицензий, которые касаются очень узкого перечня стратегически важных товаров, «хайповая» заявка на Дядю Ваню с перевернутым логотипом Макдональдса – всего лишь заявка, которой должно быть отказано в регистрации (вспомните, как много было заявок со словами COVID и «корона» и какая их всех постигла судьба?), отказ в иске владельцу прав на свинку Пеппу – единичный случай на фоне ряда успешных исков той же компании только за последние две недели, а что именно отозвал Дисней, надо разбираться внимательно.

Для лицензионного рынка самыми тревожными кажутся, конечно, новости об отзыве лицензий таких крупных игроков, как Дисней, Сони и Уорнер Броз. Компании заявили об отказе выпускать в прокат анонсированные фильмы, а Дисней также заявил о приостановке лицензирования всего контента и продукции в России. Однако одно дело – прекращение вещания через свои каналы, а другое дело – прервать проекты, функционирование которых регулируется договорами, на изменение или расторжение которых потребуется время.

Это подтверждается самой компанией, на официальном сайте которой опубликовано заявление: «Мы предпринимаем шаги для приостановки всего бизнеса в России. Это включает лицензирование контента и продукции, деятельность Disney Cruise Line, журнала National Geographic, туры, производство местного контента и линейные каналы. Некоторые виды указанной деятельности мы можем приостановить и приостановим немедленно. Другие – такие как линейные каналы и некоторые виды лицензирования контента и продукции – потребуют дополнительного времени из-за договорных сложностей[1]».

Стоит помнить, что отзыв лицензий – процесс не мгновенный, поскольку он завязан на заключенные договоры, поэтому первое, что следует сделать лицензиатам – это обратиться к положениям договора. Условия расторжения договора и своевременного уведомления сторон должны быть четко прописаны, равно как и форс-мажорные обстоятельства, которые могут влиять на взаимодействие лицензиара и лицензиата.

Уточним, что термина «форс-мажор» в российском законодательстве нет, его заменяет понятие «обстоятельство непреодолимой силы», указанное в статье 401 ГК РФ. Торгово-промышленная палата России включила в перечень обстоятельств непреодолимой силы стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций и другие обстоятельства, не зависящие от воли сторон договора (контракта[2]) .

Чтобы понять, могут ли быть изменены положения лицензионного договора вплоть до расторжения из-за нынешней ситуации, нужно изучить сам договор. Если положения, регулирующие изменение и расторжение договора, в нём отсутствуют или изложены недостаточно четко, первым шагом будут переговоры с лицензиаром, а при невозможности достичь взаимовыгодные условия рекомендуем руководствоваться положениями ст. 451 ГК РФ и решать вопросы об изменении либо расторжении договора в судебном порядке – в том случае, если договор регулируется законодательством РФ.

Дополнительно обращаем внимание на то, что распоряжение правом на товарные знаки по договору подлежат обязательной регистрации в Роспатенте. Регистрировать также нужно все изменения к договору, а также его расторжение. Если же договор был заключён, но распоряжение правом по какой-то причине зарегистрировано в Роспатенте не было, стороны все равно обязаны исполнить друг перед другом взаимные обязательства (финансовые и иные).

Другой важный момент в случае расторжения – реализация товаров под товарным знаком, который был объектом лицензионного договора. Сроки и возможность реализации после расторжения нужно обязательно обговорить с лицензиаром, чтобы партия товаров, оказавшаяся на рынке после расторжения договора, не считалась контрафактной.

Отсюда вытекает еще один критически важный вывод: даже если договор лицензии был расторгнут, а компания официально заявила об уходе с российского рынка, это не значит, что все объекты интеллектуальной собственности можно свободно начать использовать. Любое использование без разрешения правообладателя будет считаться нарушением и преследоваться в рамках административного, гражданского и даже уголовного законодательства.

Никто не отменял интеллектуальную собственность ни для российских, ни для иностранных компаний, даже из тех стран, которые вошли в список «недружественных», поэтому мы предлагаем следующий порядок действий для лицензиатов:

1.      внимательно изучить положения договора, особенно связанные с изменениями и расторжением, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

2.      связаться с лицензиатом и обговорить условия взаимодействия в сложившихся условиях;

3.      в случае расторжения, обговорить сроки и условия реализации произведённого товара или проектов;

4.      в случае невозможности достичь договоренности, обратиться за судебным урегулированием;

5.      даже при расторжении договора не использовать объекты прав третьих лиц без разрешения;

6.      получить права на собственный оригинальный товарный знак и уже самим предоставлять лицензии третьим лицам, расширяя таким образом свой бизнес.




[1] https://thewaltdisneycompany.com/statement-from-the-walt-disney-company-in-response-to-the-ongoing-c...

[2] п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы, утв. Постановлением Правления ТПП России от 23.12.2015 N 173-14, п. 1.3 Положения о свидетельствовании уполномоченными ТПП обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утв. Постановлением Совета ТПП России от 24.06.2021 N 7-2.

Материал подготовлен специально для Kids Russia & Licensing World Russia
Картинка для анонса: 

Возврат к списку